В целях эффективного функционирования деятельности СЭЗ

Подписано постановление Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2017 года № ПП–3175 «О мерах по усилению координации и повышению ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах за эффективное функционирование деятельности свободных экономических зон».

В целях повышения вклада свободных экономических зон в развитие регионов и создание новых рабочих мест, повышения доходов населения, усиления координации и повышения ответственности уполномоченных министерств, ведомств, органов государственной власти на местах на основе принципов проектного управления и в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах основными направлениями дальнейшего развития деятельности свободных экономических зон определены:
• создание на территории СЭЗ современных высокотехнологичных производств, в первую очередь по локализации производства готовой конкурентоспособной продукции и комплектующих изделий на базе местного сырья и материалов в тесной кооперации между участниками СЭЗ с широким использованием кластерного подхода;
• обеспечение создания на территориях СЭЗ новых квалифицированных рабочих мест на промышленных предприятиях и объектах инфраструктуры, повышение на этой основе уровня занятости и доходов населения регионов республики;
• обеспечение комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала регионов, на территории которых созданы СЭЗ, для глубокой переработки местных минерально-сырьевых ресурсов и выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью под всемирно известными брендами;
• формирование наиболее благоприятных условий по привлечению инвестиций, прежде всего иностранных, для создания современных высокотехнологичных инновационных производств с участием ведущих зарубежных компаний и корпораций;
• дальнейшее развитие производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также формирование современной инфраструктуры по оказанию качественных услуг логистики;
• организация подготовки в высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях высококвалифицированных специалистов, исходя из текущих и перспективных потребностей СЭЗ в профильных кадрах, предусмотрев прохождение ими производственной практики на промышленных предприятиях и инфраструктурных объектах, расположенных на территории СЭЗ.
Для обеспечения скоординированного и комплексного решения указанных направлений деятельности СЭЗ в структуре Службы государственного советника Президента Республики Узбекистан по координации социально-экономической политики вводится должность первого заместителя государственного советника по координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон, а также образуется сектор по вопросам координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон с общей численностью 5 единиц.
На первого заместителя государственного советника Президента Республики Узбекистан возлагается ответственность за реализацию следующих основных задач и функций:
• осуществление всего комплекса организационных мер по обеспечению действенной координации деятельности министерств, ведомств, хозяйственных объединений, органов государственной власти на местах, коммерческих банков, дирекций СЭЗ по вопросам, связанным с эффективным функционированием и развитием свободных экономических зон;
• выработка совместно с уполномоченными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями и органами государственной власти на местах подходов, принципов и конкретных программных мер по специализации и перспективному развитию каждой свободной экономической зоны и малых промышленных зон;
• установление системного контроля за безусловным исполнением всеми органами государственного управления, контролирующими органами, коммерческими банками правовых норм и положений законодательства по функционированию на территории свободных экономических зон установленного особого налогового, таможенного и валютного режимов, ускоренным продвижением инвестиционных проектов, устранением бюрократических барьеров и препон;
• проведение постоянного мониторинга за ходом реализации инвестиционных проектов на территории СЭЗ, эффективностью финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ, регулярное заслушивание отчетов руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, органов государственной власти на местах, коммерческих банков, дирекций СЭЗ о проводимой работе в соответствии с возложенными на них функциями.
Постановлением также создается Специальная межведомственная комиссия по координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон (в составе согласно приложению № 1), основными задачами которой, определены:
• обеспечение четкой координации деятельности министерств, ведомств, коммерческих банков, органов государственной власти на местах по оказанию ими практического содействия в решении организационно-технических вопросов, связанных с функционированием и развитием СЭЗ, реализацией инвестиционных проектов на территории СЭЗ, оперативно принимать меры по недопущению с их стороны фактов бюрократизма и волокиты, вносить предложения по принятию к виновным должностным лицам мер строгой ответственности;
• оперативное рассмотрение и принятие согласованных решений по всем организационным вопросам деятельности СЭЗ, перспективным предложениям, поступающим от иностранных инвесторов, а также внесенным в комиссию конкретным проектным предложениям, рекомендуемым к реализации на территории СЭЗ;
• внесение в установленном порядке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и нормативно-правовых актов, направленных на создание еще более благоприятных условий для инвесторов, реализующих проекты на территории СЭЗ, эффективной деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ, увеличения поставок производимой ими продукции на экспорт;
• качественная организация, координация и мониторинг на протяжении всего цикла реализации проектов, включая проектную разработку и реализацию проектов, ввод в действие объектов и достижение конечных целей;
• проведение постоянного мониторинга за реализацией инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон с выявлением причин, препятствующих их вводу в установленные сроки, а также за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ с принятием мер по оказанию им практической помощи в решении возникающих вопросов и проблем;
• координация работы по своевременному подключению участников СЭЗ к внешней инженерно-производственной инфраструктуре и обеспечению ее бесперебойного функционирования;
• установление действенного контроля за деятельностью дирекций свободных экономических зон, регулярное заслушивание отчетов руководителей дирекций о ходе реализации одобренных инвестиционных проектов, внесение предложений о принятии мер ответственности к руководителям министерств, ведомств, хозяйственных объединений и дирекций СЭЗ, не обеспечивших выполнение возложенных на них задач и функций.
В целях оказания кредитно-финансовой поддержки хозяйствующим субъектам – участникам СЭЗ по своевременной реализации инвестиционных проектов, реализуемых на территории СЭЗ, Указом принято предложение Центрального банка Республики Узбекистан и коммерческих банков о закреплении коммерческих банков за свободными экономическими зонами (согласно приложению № 2 к постановлению).
Уполномоченным коммерческим банкам поручено обеспечить всемерную поддержку предприятий – участников СЭЗ, реализующих инвестиционные проекты, оказывать им практическую помощь в разработке бизнес-планов, обратив особое внимание на тщательную экспертизу технико-экономических обоснований проектов, их эффективности и окупаемости.
Фонду реконструкции и развития Узбекистана (Вафаев Ш. А.) поручено обеспечить открытие кредитных линий уполномоченным коммерческим банкам в общем объеме до 100 млн. долларов США для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых на территориях СЭЗ.
Центральному банку (Нурмуратов М. Б.) совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А. И.) и уполномоченными коммерческими банками рекомендовано активизировать работу по привлечению кредитных линий зарубежных банков, международных финансовых институтов и стран-доноров для реализации инвестиционных проектов на территориях СЭЗ. О принимаемых мерах ежемесячно представлять информацию в Специальную комиссию.
Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан (Тохирий М. В.) поручено обеспечить:
• в трехмесячный срок открытие и функционирование на территории всех СЭЗ таможенных постов и таможенных складов;
• переоформление из режима свободной таможенной зоны в режим выпуска для свободного обращения оборудования и их запасных частей, сырья, материалов и комплектующих изделий, находящихся на территории свободной экономической зоны «Навои», на основе ранее оформленного таможенного досмотра без уплаты таможенных платежей и без предоставления экспортной грузовой таможенной декларации, сертификатов и других разрешительных документов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Министерству экономики Республики Узбекистан (Саидова Г. К.) и его территориальным управлениям поручено:
• совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (Гулямов Р. А.), Госкомземгеодезкадрастром (Абдуллаев А. Х.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, дирекциями СЭЗ в двухмесячный срок критически пересмотреть границы свободных экономических зон и внести в Специальную комиссию предложения по их оптимизации, обратив особое внимание на включение в их состав бездействующих производственных площадей, подключенных к инженерным сетям, имеющих доступ к транспортным коммуникациям и объектам социальной инфраструктуры, что обеспечивает создание новых предприятий и их эффективное функционирование с наименьшими затратами;
• в трехмесячный срок совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А. И.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, на территории которых созданы СЭЗ, определить специализацию свободных экономических зон, выработать стратегию перспективного развития этих зон, исходя из региональных особенностей, имеющегося природного, минерально-сырьевого, сельскохозяйственного и трудового потенциала;
• в срок до 1 октября 2017 года разработать совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А. И.) и другими заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, уполномоченными коммерческими банками, органами государственной власти на местах, частными предпринимателями конкретные проектные предложения, сформировать на 2018 год портфель инвестиционных проектов для размещения на территориях свободных экономических зон;
• ежегодно формировать в рамках Инвестиционных программ Республики Узбекистан адресные списки строительства и ввода в действие промышленных предприятий, в первую очередь по локализации производства, и инфраструктурных объектов на территории свободных экономических зон с конкретным определением заказчиков, проектных и подрядных организаций, источников финансирования;
• проводить на постоянной основе факторный анализ эффективности деятельности созданных на территории свободных экономических зон производственных предприятий, их участия в расширении экспортного потенциала страны.
Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А. И.) поручено:
• совместно с дипломатическими представительствами Республики Узбекистан за рубежом обеспечить привлечение в проекты, реализуемые на территории СЭЗ, потенциальных иностранных инвесторов, прежде всего прямых, а также финансовых ресурсов и средств технического содействия (грантов) международных финансовых организаций, стран-доноров, иностранных банков, компаний и фондов;
• подготавливать предложения по проектам для реализации в рамках СЭЗ на основе перспективных предложений, поступающих от иностранных инвесторов;
• организовывать и проводить мероприятия (бизнес-форумы, круглые столы и презентации, подготовка специальных видеороликов, освещение в СМИ и др.) за рубежом с целью ознакомления потенциальных инвесторов о благоприятных условиях ведения бизнеса, созданных в СЭЗ;
• осуществлять системный мониторинг за эффективностью использования привлекаемых иностранных инвестиций, своевременным возвратом полученных участниками СЭЗ заемных средств.
Государственному комитету Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (Закиров Б. И., Туляганов К. Н.) совместно с проектными институтами поручено:
• своевременно и качественно разрабатывать технические задания, проектную документацию инвестиционных проектов по строительству промышленных предприятий, объектов транспортной, инженерно-коммуникационной инфраструктуры на территории СЭЗ;
• осуществлять постоянный государственный архитектурно-строительный надзор за качеством проводимых проектных и строительно-монтажных работ по объектам, размещенным на территории СЭЗ, с неукоснительным соблюдением установленных стандартов, строительных норм и правил.
Государственному налоговому комитету (Парпиев Б. Р.) и Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан (Тохирий М. В.) поручено обеспечить:
• неукоснительное соблюдение установленных законодательством налоговых и таможенных льгот и преференций для участников СЭЗ, особых условий валютного режима, недопущение вмешательства в их хозяйственную деятельность;
• установление строгого контроля за целевым использованием предоставленных налоговых и таможенных льгот участниками СЭЗ при ввозе технологического оборудования, материалов, запасных частей и комплектующих изделий в рамках реализации инвестиционных проектов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *